Техничка > Техничка
Какофо́ния
11Frant11:
Это подрасклепонное место пример- коса литовка, не зря ей делают отбой это тот-же наклеп, износ имеют в большей степени ролики и штырьки это самые рабочие части цепи.
Paucheg12:
все время слышу про "неравномерный износ". откуда такое убеждение? кто то, каждое звено мерял? не думаю.. откуда такие выводы? от того что когда колесо крутишь, цепь то натягивается, то ослабевает??? ...поэтому так "заведено считать"? Ну так это по другой причине совсем. и связана она именно с изменением шага цепи по всей длине, и модулем зубьев. нет никакого неравномерного растяжения.. даже если верить в "растяжение металла" и то уже ничего логически не сойдется.
все мы знаем по теории вероятности, если число подбросов монеты стремится к бесконечности, то процент выпадения "решки" стремится к 50%
так же и с рывками при ускорении, чем дольше ездишь, тем равномернее распределяется нагрузка по всей длине цепи... и утверждать что, там где она провисла когда крутишь колесо после 20т пробега (а это ~3722000 об. цепи ;)), ее больше дергали чем там, где она натянулась это противоречить логике... даже штифты, и то чем дольше работают, тем равномернее стачиваются.
так что это не "неравномерное растяжение", а обычное заблуждение от непонимания процесса.
....такое поведение старой цепи как раз от того, что она в зацепе то с первым зубом звезды, то с пятым (из-за изменения ее шага)
т.к. звезды связаны жестко с цепью, шаг ее больше модуля зуба, а расстояние между осями звезд не меняется, то место зацепа не постоянно как на новой, а смещается по звезде то к верху, то к низу. расстояние между "работающими" (находящимися в зацепе с цепью) зубьями ведущей и ведомой звезд меняется, поэтому при вращении мы и наблюдаем, как цепь то натягивается в верхней ее части, то в нижней.
ЗЫ: есть еще одна веселая задачка) чтобы приглушить стромовскую "какофонию";) ...о том, как смазка попадает (и попадает ли? и если да, то когда?) внутрь цепи через запрессованные наглухо втулки, штифты, и резиновые сальники :D ...но лучше оставить все как есть)
Troglodit:
"Растяжение цепи" - имеется в виду именно увеличение ее длины за счет износа в осях звеньев. Пока она помрет окончательно, суммарно набегает на 8-10 см, а это почти миллиметр на звено. "Чайнику" в общем-то пофигу, что там на самом деле произошло: цепь стала длиннее, громыхает, натяжитель кончился, звезды слизало, пора менять.
Износ - штука экспоненциальная. То есть, чем больше износ, тем быстрее износ. Поэтому обычно тысяч 10 цепь вообще не тянешь, а потом начинаешь все чаще и чаще, вплоть до подтяжки раз в 2-3 дня, когда она совсем дает дуба. Если в каком то месте ты ее дернул, задрал, недомазал, дал постоять несмазанной и она подцвела, она будет в этом месте дохнуть быстрее, чем в остальных, потому что износ уже есть.
В отличие от монетки, которой достается то в одну грань, то в другую, в цепи в каждый момент работает около 50% звеньев одновременно. Износ "гуляет" по всей длине цепи, а не долбит случайные звенья.
Во ВСЕХ случаях цепь у меня умирала неравномерно. При этом на звездах сидела одинаково, как ни крути. В одних и тех же положениях цепи провис был всегда одинаковый (смотрел по положению замка). Зубья на звездах были на вид одинаковые, без явных косяков, просто сожраны.
Когда цепь помрет еще раз - специально для тебя измерю расстояние между звеньями в разных участках цепи.
Смазка цепи носит больше консервационный характер. Не дает цепи гнить, а сальникам - усыхать. Автосмазчик льет довольно жидкую хрень, которая еще и отмывает цепь от грязи, смывает лишний абразив (песок, грязь). Всячески продлевает жизнь резинкам на цепи, не дает им задубеть и начать выпускать из цепи заводскую смазку. Хотя какая нить особо качественная цепь с x-рингами будет и без смазки ходить 20 тысяч, правда грохот от нее будет адский.
Paucheg12:
--- Цитировать ---"Растяжение цепи" - имеется в виду именно увеличение ее длины за счет износа в осях звеньев.
--- Конец цитаты ---
о чем я и говорю)
--- Цитировать ---Износ "гуляет" по всей длине цепи, а не долбит случайные звенья.
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---Во ВСЕХ случаях цепь у меня умирала неравномерно.
--- Конец цитаты ---
как второе может быть при первом?
попробую еще раз обьяснить "неравномерность")
возьмем новую 525 цепь...
шаг 15,875
делительный диаметр звезд(модуль зубьев) = шагу
цепь сидит в одинаковом зацепе с каждым зубом, и нагрузка распределяется по всей половине звезд(часть которая в зацепе). ничего никуда не прыгает.
теперь ось заднего колеса после n-го подтягивания цепи сместилась назад на 3см. следовательно цепь вытянулась у нас на 6.
теперь мы имеем:
диаметр делительный задней звезды(42зуба) тот же (42*15,875=666,75 мм.)
шаг цепи(112 звеньев) уже другой (112*15,875+60)/112 = 16,41 мм.
если опустить разность диаметров звезд, и принять что в зацепе с цепью у нас всегда половина звезды, то получится..
42/2=21 т.е. столько звеньев лежит на задней звезде.
но!
21*15,875 = 333,375 мм - это длина на отрезке делительного диаметра зубьев
21*16,41 = 344,61 мм - это длина самих звеньев
т.е. разница 11,235 мм. а это почти целое звено!!!
но цепи надо ложиться как то на звезду.... и она пытается это сделать, смещением, и выбором люфтов в осях и втулках звеньев.
Отсюда у нас:
- закусывание при нормальном натяжении цепи, рывки колеса, и наблюдается то натяг то провисание.
- ведущая звезда тянет цепь только одним зубом, а следующее звено ложится не между центрами вершин зубьев, а смещается к вершине следующего зуба, и переносит всю нагрузку уже на него... что приводит к вытачиванию зубьев полумесяцем, и очень быстрому износу звезды, как ведущей так и ведомой. Особенно ведущей, т.к. она меньше в разы, и ей больше всего достается.
- если поменять только цепь, она не будет в зацепе, и будет дальше вытачивать звезды. и наоборот.
- поэтому каждая изношенная цепь ведет себя у тебя ОДИНАКОВО :)
результаты замера я думаю ни к чему сверхъестественному не приведут ;)
Troglodit:
Блин, бесполезно с тобой спорить :)
Докатаю цепь, сделаю замер и закину информацию.
Твоя версия вполне правдоподобная, но еще раз: дохлая цепь не прыгала у меня +- пол зуба, она спокойно съеживалась обратно и садилась на цепь плотно. Просто звезда теперь держит ее не всеми зубами за все звенья, а фактически только первым зубом за первое звено. И никаких рывков при равномерном движении тоже не было.
Более того, на нее теперь добавляется износ, так как при получении нагрузки звено выбирает зазор обратно, то есть стучит туда-сюда на каждый оборот. Соответственно, где износ больше, там он будет идти существенно быстрее.
Впрочем, при нормальной работе (на новой цепи-звездах) тоже не все зубы работают одинаково. Так же, как и с резьбой, распределение нагрузки экспоненциальное: каждый следующий зуб берет в N раз меньше усилия, чем предыдущий. Так что на дохлой цепи принципиально ничего не меняется, только N становится большим и фактически вся нагрузка лежит на 1 зубе спереди, 1 зубе сзади и ~40 звеньях цепи сверху. Остальные звенья болтаются себе спокойно.
Навигация
Перейти к полной версии