Я хочу сказать что РР расчитан так, что в нормальном режиме он и так греется как утюг. Не стоит его лишний раз перегружать емкими АБ и гирляндами. Может у кого то и работать будет долго и ничего гореть не будет, а у кого то сдохнет просто так из за окисла на клеммах АБ. Кому как повезет ибо все на грани.
РР это такая непредсказуемая штука которая сделана без запаса прочности и стоит уповать только на удачу что РР не подведет в самый ответственный момент. Знаю многих кто РР возит постоянно с собой имея за плечами печальный опыт выхода из строя этого элемента зарядной цепи.
Этот тип РР почти у всех япошек одинаков и взаимозаменяем, разница только в колличестве клемм. И горят они у всех по тем же причинам. Так что смело можно причислить РР расходникам.
Так как выходы из строя РР , в основном, деляться на -"не заряжает" и "не ограничивает". То можно попробовать и причины разделить на две группы.
Итак - не заряжает.
С большой долей вероятности это разрушение диодов выпрямительного моста. Точно я могу сказать, что это можно вызвать при ошибке полярности подключения клемм на аккумулятор. Конструкторы пытаються сделать максимально невозможной эту ошибку, но как говориться "нет преграды патриотам". Предохранители тоже не помеха. Последний раз я ставил "жучок" в горящий предохранитель в возрасте 34 года. миниАТС это в конце концов "убило" навсегда. Предохранители чтобы предохранять.
Выпрямитель РР может разрушиться из-за превышения тока потребления мотоциклом. Это может быть подмыкание проводки, но подмычка способная вывести РР из строя должна вызвать локальный нагрев и , скорее всего вонь - будьте внимательны к таким явлениям.
Повышение потребления и, как следствие выход из строя РР, может быть следствием "модернизации" мотоцикла - установкой дополнительных потребителей электричества. Обычно обращают внимание на максимально допустимую мощность генератора, но ведь этот максимум должен пройти через выпрямитель РР. И если на это накладывается зарядка, по какой то причине севшего глубоко аккумулятора, то перегрев и выход из строя выпрямителя РР более, чем возможен. В случае, если диоды выпрямительного моста выдержат повышенную нагрузку, перегруз может вывести из строя симистры и тогда будет ситуация - "не ограничивает".
И последнее на что хочу обратить внимание - "прикуривание". Очень часто оперция по запуску почему то "уставшего" мотоцикла строиться по схеме - поймали/упросили автомобилиста, поставили рядом мотоцикл, накинули провода и начали крутить стартер мотоцикла. Часто это происходит в гаражах или на стоянках, автомобилисту скучно смотреть на "танцы с бубном", автомобиль не заводят, и пляшут рядом с умным видом... В самом деле, батарее в авто большая - будет садиться тогда машину и заведем. В результате "танцев" через некоторое время мотоцикл заведеться (предположим сниспослали Боги счастье), счастливый владелец накрутит ручку газа и генератор мотоцикла начинает через РР заряжать и свой севший аккумулятор (иначе чего бы лезли "прикуривать") и подсевший аккумулятор автомобиля и еще лампочек-подсветочек всяких. Непомерная нагрузка не правда ли?
Вторая напасть - не регулирует.
Напомню, РР должен отрезать излишки энергии генератора от попадания в бортовую сеть мотоцикла . Чтобы не было превышения напряжения (лампочки на 12 вольт, они 14 еще выдержат , а вот от 20 вольт откажутся точно) и не было перезаряда аккумулятора ( и жили они долго и счастливо). Достигаеться это одновременным шунтированием трёх одинаковых обмоток генератора. Простыми словами - как только напряжение выше предела три электронных ключика бросают выход генератора на корпус. Это шунтирование трехфазного генератора. Сбалансированность и одновременность этого механизма залог успеха и здоровья.
Почему он выходит из строя? Точно известная мне причина (догадайтесь откуда) это окисление контактов разъема РР. Как только один из контактов генератора к РР окислился и потерял хоть часть проводимости - отлаженный механизм шунтирования разбалтывается, фазы перекашивает. Окисленный контакт и его соседние начинают греться. От этого они еще больше закисают и обугливаються. Вскоре маштаб дисбаланса системы шунтировки достигает достаточного размера, чтобы сжечь какой то из ключей и тут же горят остальные. Всё. РР только на замену.
От себя добавлю - после этой истории разъем на РР я раздергивал при помощи еще двух человек. А всего то надо было проверить вовремя состояние контактов.
Еще одной причиной может быть "болезни" генератора. Например межвитковое замыкание обмотки. Я считаю, что эта проблема для владельца гараздо серьезнее , чем потеря РР. Поэтому ограничусь мыслью, что если производилась замена генератора, то нужно проверить жив ли реле-регулятор. и больше не буду будить Лихо.
И еще один немаловажный аспект, который пришел ко мне после того, как люди стали спрашивать почему вышел из строя РР, хотя никакой модернизации электрики не было и мотоцикл не "прикуривали".
Аккумулятор мотоцикла не вечен. Он стареет и не только теряет емкость, но и обретает отрицательную характеристику. Это ток собственной утечки.
В результате жизнедеятельности аккумулятора на его дне образуется осадок. Производители всячески стараются устранить этот осадок из рабочей зоны, но когда его становится много то никакие меры уже не помогают. Этот осадок подкорачивает пластины батарей аккумулятора и через него проходит ток , который сам по себе разряжает аккумулятор. Это происходит как на ходу, так и во время стоянки. Аккумулятор сам по себе садится. Сначала понемногу, потом всё краше. Эти потери должны постоянно восполнятся зарядом аккумулятора. Значит на реле-регулятор ложится дополнительная нагрузка. Значит когда нибудь наступает такой момент когда нагрузка на регулятор вызывает нагрев, который выводит регулятор из строя.
Вывод? Следите за здоровьем своего аккумулятора. Не нужно ждать пока он совсем издохнет. Не доводите. DYN (c)