Понаписал то
У сцепления есть три проблемы:
1) Не до конца выключается. Тогда оно будет хватать объективно рано, а скорее всего у тебя мотоцикл стоя на месте на передаче с выжатым сцеплением будет тянуть тебя по чуть чуть вперед. До кучи - громко переключаемые передачи.
2) Не до конца включается. Сцепление будет схватывать, но при резком газе тысяч с пяти у тебя обороты уйдут вверх, а скорость - нет. Проще говоря, диски начнут проскальзывать. При живом сцеплении и любом свободном ходе (хотя бы 5 мм) такого не бывает. Если у тебя свободный ход ручки есть, а проскальзывание все равно происходит, значит диски кончились, меняй их нафиг.
3) Корзине приходит борода. Проявляется это в постоянной передаче небольшого момента. У меня на SV650 такое было, не мог стоя на месте выдернуть передачу, хотя на выключенном моторе все тип топ. Суть проблемы в том, что корзина сцепления - тот еще бутерброд, слои которого не должны цепляться друг за друга, но со временем могут начать тереть и "тащить" за собой. Лечится заменой изношенных деталей. Я менял только шайбы, вроде помогло.
К слову, даже если оно подохло с концами, можно спокойно ехать и даже передачи переключать. Поджимаешь лапку ногой, прикрываешь газ и потом открываешь обратно. Коробка переключится с небольшим рывком, но это для нее нормально.
Теперь по описанным тобой "болячкам".
Первая передача почти всегда втыкается ударом и иногда с рывком. Это нормально. На мотоцикле стоит кулачковая коробка без синхронизаторов, так что в любом случае передачи будут громыхать. Если у тебя рывок такой, что движок чуть не глохнет, тогда да, проблема, но как показывает опыт, даже с сильно ведущим сцеплением передача воткнется, максимум мотик вперед потащит.
Насчет треска - вполне возможно, что ты просто недостаточно уверенно нажал на лапку. У тебя муфта в коробке частично вошла в зацепление и выпрыгнула обратно. Воспроизводится элементарно: при заведенном движке и выжатом сцеплении плавно нажимаешь лапку пока треск не появится. Это опять же штатное поведение коробки. Передачу надо втыкать более уверенно и до упора (но не лупить чтобы ничего не загнуть).
Насчет переключения вниз - поясни: ты переключаешь сразу несколько передач на ходу или на месте? На ходу ("накатом") они должны щелкаться нормально. Стоя на месте - только через двойной выжим сцепления, чтобы валы провернуть. То что ты назвал "что-то как бы схватывается".
По поводу "сцепление выжималось не до конца" - это все фигня. У тебя многодисковое сцепление в масляной ванне, какая-то передача момента там все равно есть. Если у тебя вывешенное колесо крутится на передаче с выжатым сцеплением - это нормально, и точно не симптом смерти чего бы то ни было.
Если все же чешутся руки слазить в моторПри любом раскладе чтобы добраться до коробки придется разобрать не просто все, а вообще все, но я о случаях смерти коробки не слышал. Разве что с возрастом вилки стираются, и передачи начинают выскакивать на ходу. Сцепление достать попроще, оно под правой крышкой. Но тебе для этого нужно будет слить антифриз и приготовить новую прокладку правой крышки. В остальном там все просто. Сливаешь антифриз, снимаешь крышку - корзина перед тобой. Выкручиваешь 6 винтов с пружинами, вытаскиваешь прижимной диск и все диски сцепления (обязательно запомни порядок, обратно надо запихивать в том же виде). Дальше перед тобой две корзины, внешняя и внутренняя, затянутые гайкой. Если у тебя корзины без видимых повреждений, не люфтят, внутренняя спокойно крутится (когда коробка на нейтралке ессно) и гайка надежно сидит - собирай все обратно и катайся. Там нечему больше ломаться.
А вообще если у тебя в движке нет каких-то адских лязгов, ударов, и при движении с постоянной скоростью у тебя все ок - катайся себе спокойно пока до дома не доберешься. А там уже можешь спокойно им заняться. У шторма есть болячка - грохот корзины. Но обычно с ним спокойно живут, и если он не прогрессирует - можно смело на него забить.